четверг, 5 апреля 2018 г.

Учите детей наблюдать


Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным . Но это не так , ведь  именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать , анализировать , сравнивать, систематизировать явления , находить связь  между причиной и следствием .Наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях. К  тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно,  делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры , этого все равно не достаточно . Один раз увидеть , как известно , лучше чем сто  раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, что бы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения , которая дарит нам природа.      Прежде всего  стоит поговорить о приметах того или иного времени года ( сезона, месяца). Только постарайтесь,  что бы общения не превращались в лекцию.  Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением , стремитесь развивать его любознательность  - пусть размышляет в поисках ответов  и не беда если его догадки не всегда верны.       Самые заметные наблюдения происходят в живой природе , особенно в мире растений . Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью , ребенок сможет лучше осознать смену времен года . Хорошо бы выбрать одно деревце , которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему , чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите ,изменились ли они с приходом  зимы и лета. Объясните что хвоинки- это те же листочки. Но маленьким иголочкам  в отличие от больших листьев,  солнечного света  и воды нужно меньше , поэтому они  не сбрасывают иголки и всегда зеленые.   А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру : « Раз, два, три к ( название любого дерева) беги. Так ребенок  быстрей запомнит название деревьев  и повысит эмоциональный фон.  А потом будет здорово поменяться ролями ,когда ведущим станет ваш ребенок.     Следующая , не менее   важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных  и птицах может заключаться в следующих вопросах : Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются?  Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года ?   Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?       В любом парке часто можно встретить белок, за которыми  можно понаблюдать и даже покормить. Ребенок может рассказать из каких частей состоит этот забавный, маленький зверек. Обсудить его повадки и поведение .Ну и конечно же беседу опять же  скрашиваем веселыми  играми. «Назови три или пять животных.», « Изобрази какое- нибудь  животное( например зайку, лису и т.д.)»     Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, озера, ручейки. Поговорить о том ,что зимой вода замерзает и почему это происходит.    Расскажите о  растениях  и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно  хватает. Но а летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.      Ну и если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым , червячкам , букашкам и т.д. и его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а  куда же они деваются зимой?  поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает  данная фауна . Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры  и кого только не встретишь там :всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени , то эти жители не будут двигаться, так как  будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием , оно сразу оживет и зашевелиться . Так и весной : пригреет солнышко и все бабочки, мошки  выползут из своих убежищ.    Любой ребенок знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь , если например на улице зимой лежит снег , за счет нее можно будет понаблюдать за  тем, как чувствуют себя под снегом  растения. Раскопайте снег лопатой , разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит ,что там настоящая живая, зеленая травка.  Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.      Ну и завершить ваши наблюдения можно дома ,прочтением книг,  по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете отыскать у В. Бианки , например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим чадом.          Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и конечно же желания. Желаю удачи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий